КОЛХОЗ | основной форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КОЛХОЗ | основной форум » Наблюдения и Размышления » Миллеровская дорога


Миллеровская дорога

Сообщений 181 страница 210 из 319

181

Вы столько накопали материала, что вместе с моими этого уже достаточно для большой статьи, да это и повод дабы засветить поисковиков. Только надо найти какую-то юбилейную дату, к которой присуседиться...

0

182

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/25/f6/f622d24dae07e40b45cd78f84f62fbda.jpg
Это фото я сделал в музее  Управления Приволжской ж.д. в Саратове. Вообще то, только что состоялся 100-летний юбилей идеи Миллеровской дороги.

0

183

Ого! Класс! В 1910 предварительный проект, в 1930 - через 20 лет - реализация более 50 процентов работ в реале! Да и фото такого документа просто уникально в струе этой темы!

0

184

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/26/07/075a924b3c6e04699c7e7cb59e6da2a0.jpg

Дополняю инженерным чертежом. Извините, что по частям, а не сразу. Поверьте - время, гад, жмёт как петля.

0

185

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/26/c1/c1752a2b466677b8888e0c02aaf198b2.jpg
Часть карты Автономной республики Немцев Поволжья 1935 года. на которой обозначена Миллеровская дорога (как проектируемая?).

0

186

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/26/a1/a170471b1e89f3243bde0fc1c6bacc0c.jpg
Крупно; участок Миллеровской дороги. Далее - переведу немецкие названия. Использую для этого книгу А.А. Германа "Немецкая автономия на Волге", изд.СГУ, 1994 г.

0

187

Перевожу, где - в немецком написании, где - в русском прочтении: Ней- Денгофф- Новинка;      N.-Messer - Пограничное;    Дittel  - Алешники;  Walter - Гречихино;  Frank -  Медведица;   Денгоф - Гололобое;   
Жирновска в переводах нет. Видимо, его в то время не существовало.

0

188

Ещё переводы названий:
Huck (Гукк) - Сплавнуха;   Hussenbach (Гуссенбах) - Линёво Озеро / Линёво;   Neo Balzer - не существует.

0

189

В 2005 году, после первого посещения Медгряды - в одиночку, на велосипеде, написал статью "Немцы Поволжья и НЛО" , которая была опубликована в саратовском еженедельнике "Саратовский расклад". Если не пугает объём - размещу в этой теме.

0

190

Статью - милости просим. Информации для размышления вы подкинули выше крыши. Карту, которую вы выложили, вижу впервые! Хотя карт этих разных лет и разных источников у нас достаточно. Можно ли её получить файлом в нормальном разрешении? Названия на карте переводить нет необходимости, все участники форума прекрасно знают старые немецкие названия, в т.ч. и несуществующих ныне населённых пунктов. Я поищу соответствующую тему здесь на форуме и выложу ссылку в этой теме.
Ещё раз, фото выложенные вами с моей точки зрения просто уникальны, я такого не ожидал. Вот что бывает от соединения усилий! :)

0

191

Размер карты такой, что она целиком в принтер не лезет. Выкладываю в полном возможном разрешении. Но, кажется, всё отчётливо видно. Могу выложить и другую часть карты, ту, что не влезла к принтер сразу. Не имеющую, впрочем. отношения к ж.д. Саратов-Миллерово.

0

192

Помещаю ранее предложенную статью "Немцы Поволжья и НЛО". Статья была написана  в 2006 году, после первого посещения (велосипедного) Синегорья 1 сентября, и объезда территории во время поиска Лагеря-8 (безрезультатного). Сейчас, возможно, что-то я изложил бы с большей полнотой. Но менять в статье что-то кардинально я не стал. Лишь внёс стилистические правки и коррективы.

Юрий ЧЕРНЫШОВ
Немцы Поволжья и НЛО

(Документальное журналистское расследование.
Написано к 65-летию ликвидации Республики немцев Поволжья)

Август — самый загадочный месяц года. После событий августа 1991 года, гибели подлодки «Курск» 12-го августа и пожара на Останкинской телебашни 29 августа 2000 года, катастроф 2006  года, в этом, кажется, не осталось сомневающихся. Стоит напомнить, что август 2006 года, кроме всего прочего, - ещё и памятная дата трагедии целого народа, в одночасье лишённого своей малой родины, жилища, имущества, свободы, а многих из него – и жизни. Речь идёт, конечно же, о переселении немцев Автономной Республики немцев Поволжья и ликвидации самой Республики как территориального образования, совершенных, согласно Указа Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года.

Содержание Указа чрезвычайно логично, но основания той логики настолько абсурдны, что есть смысл поговорить об основаниях логики, тем более что на то имеется и особая причина. Она связана с участившимися в последнее время сообщениями о появлении Неопознанных Летающих Объектах (НЛО) и других аномальных явлениях в Саратовской области, и, - рядом с ней, - на так называемой Медведицкой гряде. А также с публикациями версий об этом феномене, в которых историческая ретроспектива, связанная с существованием Республики немцев Поволжья, занимает, как ни странно, заметное место.

И «занимает» в духе той «вины», которую инкриминировал поволжским немцам пресловутый Указ. Одно из двух: либо подобные версии откровенное невежество, а то и провокации, либо следует признать наличие ещё одной новой тайны (сверхтайны?), которую следует разгадывать. И о «вине» немцев, и о попытке приблизиться к тайне мы расскажем в этом расследовании. В последнее время масло в огонь подливает появление на ТВ документальных фильмов, утверждающих о настоящей войне между НЛО и советскими лётчиками, обеспечивающими безопасность космодрома Капустин Яр в 1960 годы, факт, который был зафиксирован американской воздушной разведкой.

Самое загадочное место России

Напомним некоторые «информационные поводы». В воскресенье 3-го сентября 2006 года телеканал REN TV показал два документальных фильма: в 13.30 «Российский Росвелл», а в 21.50 — «Британский Росвелл». Вообще-то, «Росвелл» - это местечко, с которого началась эпопея повсеместных, в том числе и в СССР, поисков инопланетян и наблюдения неопознанных летающих объектов (НЛО). Но «Российский Росвелл» - это всё же круто, очень круто. Тем более что фильм, и, особенно, - многие впервые показанные сюжеты, оказались буквально к месту. Сюжеты имели отношение к  Медведицкой гряде, а конкретно - к наблюдаемым там аномальным явлениям (АЯ) и НЛО.

Фильм рассказывал о некоторых разведданных, полученных аэрофотосъёмкой космодрома Капустин Яр (город Знаменский) со знаменитого самолёта–разведчика У-2 (в западной интерпретации Ю-2) ещё в 1960-х  годах. Тогда космодром, начинавший своё существование с освоения немецких ракет ФАУ-2, переходил к интенсивным запускам отечественных баллистических ракет. Аналитикам из ЦРУ бросилось в глаза то, что сеть подъездных путей к значимым объектам космодрома сверху выглядит как знаменитые рисунки в перуанской пустыне Наска.

О назначении рисунков в пустыне Наска и до сих пор идут споры, и одна из самых распространённых версий - та, что рисунки являются посадочными знаками для инопланетян. Американцев поразило то, что они стали свидетелями внимания к космодрому неизвестных неопознанных летательных объектов (НЛО), выглядевших светящимися шарами и треугольниками, испускавшими световые лучи. В это же самое время до американцев стали доходить сведения, что появлением НЛО около Капустина Яра обеспокоены и советские военные и КГБ (советские лётчики в фильме подтвердили эти сведения).

Вот эпизод из фильма. Советским лётчикам был отдан приказ: уничтожать НЛО. Один из них рассказал о том, что однажды даже задел крылом самолёта световой луч и почувствовал, что луч – не «бестелесный», а плотный (самолёт встряхнуло). Удалось ли сбить хоть один НЛО, - неизвестно, но после  проведённых атак американцы стали свидетелями того, как НЛО, (предположительно) как бы в отместку за проявленную к ним враждебность, в одночасье подожгли три стартовые установки и склад горючего в Капустином Яру. Добавим, что среди авторитетных свидетелей некоторых  событий, связанных с появлением НЛО, выступает в фильме и знаменитая лётчик-космонавт Марина Попович.

Уже много лет поисками НЛО и исследованиями АЯ занимается  и общественная научно-исследовательская организация «Космопоиск», руководимая Вадимом Чернобровом. В состав организации входят или сотрудничают с ней многие известные и авторитетные люди, в том числе лётчики-космонавты Георгий Береговой, Марина Попович и наш, - саратовский, - земляк, космонавт Сергей Кричевский. В «Энциклопедии загадочных мест России» Вадима Черноброва (три издания, текст размещён в Интернете) приводится рейтинг самых загадочных мест России. Медведицкая гряда занимает в нём 2-3 (по разным признакам места).

В этой «Энциклопедии…», отражающей результаты 30 экспедиций на Медведицкую гряду, заметное место уделено и ликвидации Республики немцев Поволжья, а также связи этого события с артефактами Медведицкой гряды. Одним из таких самых загадочных и, в то же время, достоверных артефактов гряды, является наличие на ней прямых, протянувшихся на километры туннелей. Замечено, что НЛО так и норовят приземлиться поблизости от туннелей и затем… как под землю канут. Удалось, будто бы, разыскать вход в главный туннель и найти «свидетелей» того, что вход был взорван 1942 году советскими сапёрами. И произошло это при очень странных обстоятельствах, имевших отношение к немцам Поволжья (так, по крайней мере, это представлено в книге).

0

193

Немецкий след
Вот как в «Энциклопедии…» начинается космическо-детективная история.
«Деревня как деревня. Колхоз, несколько десятков дворов, население смешанное (русские, украинцы, немцы), хотя основали деревню немцы, и до войны она входила в состав Республики немцев Поволжья (последнее обстоятельство ещё сыграет немаловажную роль в нашей истории). Отличает деревню от соседних помимо прочих житейских мелочей одна небольшая деталь: в ней мало кого надо убеждать в том, что НЛО и «прочая чертовщина» существуют в действительности».

Дальше, как говорится, пошло-поехало. Отыскали поисковики «одного из уважаемых здешних (где, оно - «здешнее» - не указывается - Ю.Ч.) ветеранов - бывшего местного председателя района (!? – такой должности не бывает - Ю.Л.) Николая Ильича Дорошенко. Трудно было бы представить  человека, владевшего большей информацией об истории здешних мест…». И вот что тот рассказал: «Июль 1942-го. Фашисты рвутся к Волге. В районе Медведицкой гряды советские сапёрные части в спешном порядке начинают возводить линию обороны «Балашов-Камышин»…Людей, роющих окопы и блиндажи на гребнях гор… катастрофически не хватает, поэтому интенсивно используется труд местных жителей, несмотря на то, что живут здесь немцы…28 августа 1941 года через месяц после вторжения немецко-фашистских войск, республика (АССР НП — Ю.Ч.) сталинским указом ликвидирована, но ещё около года здесь продолжали жить немцы. Советские немцы. От них-то сапёрам и стало известно о найденных у подножья пещерах».

Сразу отметим особенности человеческой памяти. «28 августа 1941 года» наступило не «через месяц» после начала войны, а через два. И Указ был не «сталинский», а Президиума ВС СССР. Республика немцев Поволжья этим Указом не ликвидировалась (это было сделано позже и другими решениями) - в нём говорилось лишь о переселении немцев и мотивах этого решения. Вот начальные строки Указа:
«По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населённых немцами Поволжья.
О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти».

И далее объявлялось, что по этой причине всех немцев необходимо переселить. Только вдумайтесь в логику Указа! Сначала говорится о якобы «достоверных сведениях», а затем утверждается, что «о наличии такого большого количества диверсантов и шпионов  никто не сообщал». Тогда откуда же появились «достоверные сведения»?
Самое же большое сомнение вызывает утверждение свидетеля Дорошенко, будто и год спустя после Указа в районе Медведицкой гряды продолжали жить немцы. К этому вопросу мы ещё вернёмся. Пока же продолжим расследование, тем более что дальше начинается просто жуть. Как излагается в книге, оказывается, местные бабы (так в тексте - Ю.Ч.), пока рыли окопы, растеряли здесь своих детей-подростков (!?). Возникло подозрение, что те забрались в пещеры и там заблудились. Родители обратились к сапёрам с просьбой помочь отыскать детей. Однако кто-то уже донёс, будто бабы намерено прячут детей призывного возраста в пещерах от призыва. После чего драматическая история приобрела вовсе детективный характер.

Вот как преподносит это «Энциклопедия…»: «Дети, о которых мы говорим, по меркам военного времени не очень-то и дети, а — «немецкие подростки». И не заблудились они вовсе… Значит саботируют работы или прячутся. Или ждут подхода «своих», а,  может, даже затаились со «шмайсерами» в засаде внутри пещеры?».
Словом, не стали наши сапёры искать затаившихся немецких подростков, тем более, что те были «со шмайсерами» - а ну, как, - стрельнут. Неведомый автор заметки в энциклопедии объясняет, что: «Самой вероятной причиной можно считать появление у поисковой команды сапёров безотчётного страха перед темнотой пещеры, тем более, что опасность впереди могла чудиться вполне реальная, будь то пули немецких автоматов или подземные ядовитые газы… В общем, какими бы то ни были бы действия сапёров, они просто обязаны были зайти вглубь пещеры, хотя бы на десяток шагов, чтобы заложить заряд взрывчатки».

Так и похоронили доблестные сапёры в пещере и затаившихся врагов в лице детей, и как теперь ясно, большую тайну. Ибо и в наше время некоторые местные жители утверждают, что здесь находилась суперсекретная база ещё советских ВС.
Но версию «советского» немецкого следа поддерживает, кроме Дорошенко, и ещё один «свидетель» - некто Александр Юрманов. Оказывается: «17 августа 1998 года Александр Юрманов перед объективом  подробно рассказал, как в 1940-е годы в тоннелях немцы  прятали тяжёлое стрелковое вооружение…От него же удалось узнать и о том, где находятся ещё три входа в тоннели…».

И, наконец, - шедевр «информации» — последняя цитата: «Поисковик Александр Баранов из Подмосковья, просматривая трассу предполагаемого туннеля, обратил внимание на остатки каких-то старых фундаментов. Происхождение их не представляло тайны. До 2-й Мировой войны здесь была ещё одна деревня, особенность которой была в том, что население состояло полностью из немцев (окрестные деревни имели тот или иной процент русских и украинцев).

Эта особенность и стала роковой для деревни. Именно здесь при приближении с юга армии Паулюса стала накапливать силы «пятая колонна». Готовились, как выяснилось, серьёзно. В 1942 году в разгар Сталинградской битвы отряд чекистов зачистил деревню. Увели всех настолько быстро, что в печках осталась недоваренная еда. В подвалах практически всех домов тогда находили оружие, в условиях военного времени с владельцами таких схронов не шутили…

После войны на оставленные избы никто не позарился. Место уж больно неудобное — нет удобных угодий, нет открытой воды, вообще ничего нет…Немцы, которые построили деревню, имели возможность выбирать, но здесь их прагматизм оказался непонятным для последовавших вслед за ними эвакуированными из оккупированных западных областей. Может, новые поселенцы не заметили главного, ради чего немцы и построили деревню подальше от чужих глаз в гнилом месте? Случайно или нет, но деревня стоит прямо над одним из ответвлений того самого древнего тоннеля. Вот и думайте сами…».

Сплошная мистика. Однако, и впрямь, давайте подумаем. Но сначала…

0

194

Раскроем некоторые из тайн

У исследователей Медведицкой гряды сложилась конспирологическая традиция скрывать названия населённых пунктов, расположенных вблизи мест поисков - они их обозначают инициалами. На то у них свои резоны. Мы же всё-таки попытаемся реконструировать географию мест поиска, и, следовательно, привязать по возможности события, о которых говорят «свидетели» к конкретному месту.

Предполагая, что «инициалы» являются начальными и конечными буквами названия населённых пунктов (а в пользу этого говорят тексты, относящиеся к сокращениям), и, обращаясь к карте, получим такую расшифровку (в скобках — немецкое название): Ж.— Жирновск; К.Я. — Красный Яр (т.ж.); М.— Меловатка; Н.Д. — Нижняя Добринка (Добринка): П-й — Песковский; М. (ещё одна М, но с другим контекстом) — Мирный (Фрейндорф); Т-и (указат.) — Терсинка; Н. — Новинка (Ней-Денгоф). Последняя является самым близким к Саратову местом территории поиска. Думаю, что раскрытие этого «секрета Полишинеля» лишь прибавит исследованиям серьёзности.

Перечисленные названия - это населённые пункты Жирновского, и, отчасти, Камышинского и Иловлинского районов Волгоградской области, прилегающих к Красноармейскому и Лысогорскому районам Саратовской области. А в 1941 году до 6 сентября вся эта территория входила в состав Франкского кантона Республики немцев Поволжья. 6 же сентября 1941 года Постановлением ЦК ВКП (б), а 7-го - Указом Президиума ВС СССР, Немецкая Республика была ликвидирована как административная единица. Её территория была разделена между Саратовской и Сталинградской областями. 7 кантонов Республики из 22-х, - в их числе и Франкский, - вошли в состав Сталинградской области. 
   
Возможно ли было проживание немцев во Франкском кантоне (да и вообще на территории НП), после реализации принятых решений в течение года, как то утверждается в книге, и, тем более, хранение ими оружия и подготовка к военным действиям? Документальные источники говорят, что Указу от 28 августа 1941 года предшествовало менее известное (оно не публиковалось) пространное (на шести листах) Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), вышедшее двумя днями раньше - от 26 августа. Первый пункт его гласит: «Переселить всех немцев из Республики немцев Поволжья и из областей Саратовской и Сталинградской в следующие края и области: (следовал перечень из 10 территорий)… Переселению подлежат все без исключения немцы, как жители городов, так и сельских местностей» (выделено мной - Ю.Ч.).

Пункт 17 Постановления указывал: «К переселению приступить с 3 сентября1941 г. и закончить 20 сентября 1941 г.». Следующий пункт определял порядок перевозки - железнодорожным путём. Для Франкского кантона были определены станции отправки и время: станция Медведица - с 3 по 17 сентября (отправлено 10 эшелонов, 26 442 человека), станция Неткачево - 5 и 14 сентября (2 эшелона, 5839 человек). Эти станции - самые близкорасположенные к обозначенным в книге населённым пунктам Медведицкой гряды.

Добавим, что проведение операции возлагалось на НКВД. В Республику НП было направлено 1200 сотрудников НКВД, 2000 работников милиции и части войск НКВД численностью 7250 человек (всего - 10 450 человек - дивизия! Её бы - да на фронт! - Ю.Л.). И нет никаких оснований сомневаться  в том, что этот контингент не дал никаких шансов уклониться, кому бы то ни было, не то что от переселения, но и от исполнения сроков. Мышь - и та была бы депортирована, будь на то указание, при таком обеспечении! Всего же было депортировано, согласно сохранившимся данным (поэшелонно), 365 764 человека. При этом за всю операцию арестовано всего 349 человек, выразивших недовольство, и признанных «антисоветскими элементами».

И ни одного (!) из тех «тысяч и десятков тысяч» шпионов и диверсантов, о которых говорил Указ от 28 августа, со ссылкой на «достоверные данные»!

Так чей же след оставлен на гряде?

Кого же «зачищали» чекисты в разгар Сталинградской битвы, если в тот период такое вообще происходило? Ведь кто-то жил в местах, покинутых «советскими немцами»? Да, кое-где жители были. В соответствии с Постановлением  Совнаркома СССР от 3 сентября 1941 года «О мероприятиях по переселению колхозов из прифронтовой полосы Украинской ССР, Орловской и Курской областей», соответствующие исполкомы обязаны были организовать переселение в Поволжье 65 тысяч семей. А кроме того чуть позже сюда были переселены и семьи шахтёров из Донбасса, затем ещё и 6,5 тысяч семей из Пензенской, Тамбовской, Воронежской областей, а также из правобережья самой Саратовской области. Впрочем, все эти меры оказались, как стало вскоре ясно, вроде «тришкина кафтана».

По состоянию на 25 мая 1942 года - к разгару Сталинградской битвы - общее число переселёных составило немногим более половины населения, когда-то проживающего здесь. Эти и другие сведения, взятые из архивных источников, собраны и опубликованы в фундаментальной монографии А. Германа «Немецкая автономия на Волге». Эти данные доступны любому добросовестному исследователю. И эти данные убеждают, что к моменту начала битвы за Сталинград, на территории, которую сегодня называется Медведицкой грядой, немцев совершенно не осталось. Следовательно,
немецкий след в сегодняшней версии появления НЛО на Медведицкой гряде - миф, информационный мусор, который следует вообще исключить из любых версий. А вот слабый намёк на советские сверхсекретные базы отбрасывать не стоит. Этот след  - реальный, а не мифический - наличествует. И именно в местности, прилегающей к Новинке (Ней-Дендорф). Здесь, в двух километрах от села на дороге, ведущей к лагерю «Космопоиска», есть мостик в виде арки высотой метров пять через неширокий, но глубокий овраг с едва заметным ручейком на дне. Поражает фундаментальность сооружения: ширина - в две железнодорожные колеи, материал - крупный булыжник, скреплённый цементом очень высокой марки - на нём и сейчас нет никаких заметных следов повреждений и даже износа.

По такому мостику может пройти самая тяжёлая техника (или одновременно два железнодорожных состава). На торце мостика имеется дата, выдавленная полуметровыми цифрами: 1930. И звезда посредине - признак того, что к возведению мостика приложили руку военные строители. Зачем такой мостик в глухомани даже по сегодняшним меркам? А ведь дело было в 1930-м году, во время очередного голода в Поволжье. Казалось бы, до фундаментальных ли сооружений? Однако на этот объект до сих пор не то, что вовсе не обратили серьёзного внимания поисковики и исследователи, а как-то не продумали возможные версии, связанные с этим «мостиком». Не напрасно ли?

Тем более, что Капустин Яр, как космодром, якобы не функционирует с 1988 года — после запуска Бури-5, военного аналога «Бурана».
А ОНИ, которые НЛО, тем не менее, всё летают, летают, летают…

(продолжение следует)

0

195

Обещанного тогда продолжения не последовало. Мыслилось, что таковым будет история несостоявшегося строительства Миллеровской дороги. Но расследование этой истории затянулось. Вот только сейчас, как мне кажется, её можно описать. Не написать, а именно описать, со всеми поисками, предположениями, тупиками и открытиями. И это станет продолжением того материала, который я назвал "Немцы Поволжья и НЛО"

0

196

Собираюсь на 15-й съезд Космопоиска. Намереваюсь сделать сообщение о поисках и находках по Миллеровской дороге. Надеюсь успею сделать презентацию, в кот. хочу включить и фото с вашего сайта.

0

197

Успехов Вам! А я поеду на Родину!!! )

0

198

На Родину? А это куда и откуда?

0

199

А это в Жирновский район из Москвы!)))

0

200

Презентация о истории Миллеровской дороги, кот. я готовлю к съезду, разрослась по минимуму до 50 слайдов. Надо резать, а не могу - как по живому.

0

201

Вернулся с XV съезда Космопоиска на Чёрном Бордуковском озере в Шатурском р-не Моск. обл. Сделал сообщение с презентацией по Миллеровской дороге. Текст сообщения (статья) опубликован в газете "Богатей" №16 от 15 мая.Готов выложить на сайте.

0

202

Выкладываю статью "незамеченный юбилей" об истории Миллеровской дороги. Использовал сообщения с этого форума.

0

203

Незамеченный юбилей

Бывают юбилеи, остающиеся незамеченными. Между тем иные из них могли бы составить и славу юбилярам, и сослужить добрую службу  исследователям истории, особенно той её части, которая осталась за рамками официальных трактовок – той, которая начинается словами: «Что было бы, если бы …». Такой юбилей, – 100-летний, - имеющий прямое отношение к Саратову, заслуживает быть помянутым.
Прошедший  2010 год завершил столетие со времени предъявления удивительного проекта - проекта железнодорожного моста через Волгу, называющегося: «Линия Саратов - Миллерово» с подзаголовком «Сооружение моста через р. Волгу под г. Саратовым. Предварительный проект». То есть, мост, судя по названию, являлся частью более широкого плана. Этот объёмистый  инженерный проект моста хранится в музее Приволжской железной дороги в Саратове. В следующем – 1911 году – началось горячее обсуждение проекта в Саратовской городской Думе.
В то время, в течение почти 20 лет - с 1896 года - сквозное движение от Москвы до Уральска обеспечивалось паромной железнодорожной переправой через Волгу, устроенной около Увека. О том, что проектируемый  мост через Волгу не является частным сооружением, предназначенным лишь для избавления от неудобств, связанных с паромом, говорит не только название приведённого документа. Это подтверждает и публикация в газете Таганрогский вестник за 1910 (№ 66, 11 марта). «Правительство разрешило инженеру путей сообщения барону Майделю произвести изыскания волго-азовской железной дороги от Саратова до станции Миллерово екатерининской железной дороги и далее на города Таганрог или Мариуполь общим протяжением около 800 верст».

Сто лет спустя
И усилия к строительству дороги были приложены столь основательные, что и сейчас путевые сооружения этой дороги, - а их около двух десятков, - сохранившиеся в степи от границы Саратовской области до Жирновска в Волгоградской области, поражают воображение. И заставляют задумываться не только о заявленных целях, но и предполагать существование иных, скрытых замыслов и мотивов, возможно военно-стратегического свойства. Собранные документы и материалы, об этой никогда не существовавшей дороге, только разогревают воображение и не позволяют и сейчас полностью заглохнуть интересу к истории этой дороги. Какую-то роль в поддержании этого интереса играет и то, что территория, по которой должен был пролегать значительный участок Саратовской части железной дороги, в период строительства являлась территорий Республики Немцев Поволжья.
Эта дорога позже получила название «Миллеровской» или «Миллеровки», что породило даже некоторую путаницу. Длительное время в местах строительства дороги имела хождение версия о том, что железную дорогу затеял строить ещё Бруно Карлович Миллер – родившийся в тех местах – в селе Привальном, лицо, весьма влиятельное не только в Саратовской губернии, но и в России. Его биография служила как бы весомым доводом в этой версии. Предприниматель и чиновник, надворный советник, почетный член Саратовского губернского попечительства детских приютов, член губернского лесоохранительного комитета, комитета по делам мелкого кредита, евангелического церковного совета Саратова. Член Саратовского губернского присутствия (1906-13). Почетный мировой судья Камышинского уезда Саратовской губ. (1913-15). Гласный Саратовского губернского земского собрания от Аткарского уезда (на 1914). Начальник инспекторского отделения Главного управления почт и телеграфов в С.-Петербурге (март - ноябрь 1915). Но поиски в доступных архивах не подтвердили этой версии.
Имела хождение и другая версия, которой отдал дань и автор этих строк. Как известно, в период строительства дороги между Германией и Советским Союзом существовало тайное, но очень активное сотрудничество в некоторых военных отраслях. Именно в период строительства дороги были созданы совместные учебные центры на саратовской земле: по разработке боевых отравляющих веществ в Саратове (о последствиях того сотрудничества напоминают до сих пор Горный и Шиханы) и бронетанковой техники – в Саратове. На ТВ промелькнули и некоторые, недостаточно проверенные сведения, о контактах в тот период будущего создателя советской ракетной техники Королёва и немецкого конструктора будущих ракет Фау-1 и Фау-2 Вернера фон Брауна. Что наводило на мысли о возможности использования Миллеровской дороги для связи с полигоном, который мог бы располагаться в относительно малонаселённой местности в Республике немцев Поволжья. Эта местность, на границе Саратовской и Волгоградской областей, известна сегодня как сильнейшая аномальная зона в стране и называется Медведицкая гряда. Эта версия также не нашла убедительных доводов в свою пользу. В общем, наворочено вокруг Миллеровки оказалось столько, что хватило бы  не на один фантастически детектив. Из интереса к этой зоне, собственно и возник интерес к истории строительства железной дороги, называемой Миллеровской, и, естественно, к железнодорожному мосту через Волгу.

37 лет в России – не в счёт
Железнодорожный мост через Волгу у Саратова был необходим РУЖД еще в 1900 году. Тогда инженер РУЖД Бржостовский заявил на заседании междуведомственной комиссии: «Наиболее целесообразным было бы построить мост для целей железной дороги непосредственно около Саратова, повыше Глебучева оврага». И ещё трижды Управление дороги - в 1901, 1911 и в 1914 - годах  возвращалось к вопросу строительства моста.
Цель сооружения этой дороги, как видим, была поистине стратегической и сориентированной на юг России. Мост, однако, в то время не был построен, и одной из причин того явилось упорство саратовских властей – город был заинтересован в том, чтобы мост был построен вблизи города. Примерно там, где сейчас стоит автодорожный мост, соединяющий Саратов с Энгельсом. И Саратовская городская дума в 1911 году составляет свой проект сооружения двухъярусного моста. Далее были первая мировая война, революция, гражданская война, но проекты и в такое трудное время продолжали разрабатываться. За 25 лет, с 1892 по 1917 гг., было написано множество докладов, составлено больше десятка проектов, проведен ряд изысканий. Однако все эти мероприятия так и не привели к постройке моста.
Но дорогу, ещё до того, как, в конце концов, в 1935 году был построен нынешний мост - в 1926 г. всё-таки начинают строить. И, опять-таки, не обошлось без споров, жарких обсуждений и коллизий. Так, Постановлением Саратовского Губисполкома №76 от 08.12.1926 было признано необходимым настаивать на северном варианте подхода линии к Саратову, и о возбуждении ходатайства перед центром о скорейшем открытии работ по сооружению этой линии. И это в то время, когда шли изыскания мостового перехода через Волгу, начатые в конце 1926 года. Постановление, очевидно, не было признанным обоснованным. И изыскания были закончены вместе со всем бурением в июне 1929.
После изучения всех материалов по произведенным изысканиям Госплан внес вопрос о мосте в СТО 22 декабря 1929 года. Совет труда и обороны вынес по этому вопросу постановление, которое гласило:
«Одобрить сооружение однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова на Увеке и постройку Саратовской станции на правом берегу Волги, увязанной с расположением моста и далее …».
Так завершился исторический спор о месте перехода, тянувшийся с 1892 г. по 1929 г., то есть 37 лет. Строительство «Миллеровки» было в этот год в разгаре, хотя именно в этот год на Поволжье надвигался голодомор.
Мост проектировали три организации: Управление постройки Саратово-Миллеровской железной дороги, Цустрой и Мостовое бюро НКПС. Управление Саратово-Миллеровской железной дороги составило первый эскизный проект, по которому весь переход перекрывался двухконсольными фермами. Обращает внимание то, что уже в период проектирования моста существовало Управление Саратовско-Миллеровской дороги и оно очень активно участвовало в проектировании. В этот же период появляются и некоторые интересные работы, прямо или косвенные связанные с проектами сооружения Саратовского моста и Миллеровской дороги.
В 1927 году в 3-м номере журнала «Железнодорожное дело» была опубликована в порядке обсуждения статья К.И. Лапшинского. Автор ставил на обсуждение Проект сооружения Саратов – Индийской железной дороги. Автор писал: «Первоочередная задача в железнодорожном строительстве – постройка головного участка будущей Индийской железной дороги». Этот проект перекликался с проектом инженера Барановского 1874 года. «Миллеровка» в замысле Лапшинского-Барановского становилась бы частью гигантской магистрали, соединяющей юг и центр России с Индией!
И ещё одна интересная концепция «Миллеровки» была представлена общественности в то время. В 1928 году в Государственном издательстве вышла брошюра Владимира Бутковского «Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР». Автор писал: «Перейдем теперь к ознакомлению с тем, что может быть нами предложено иностранцам, из чего они смогут делать свой выбор. …Группу дорог, которые могут явиться объектом концессии, составляют дороги, связанные с экспортом продуктов земледелия и развитием земледельческой культуры. Они проходят по богатым и хлебородным районам. Сооружение этих дорог, несомненно, увеличит запашки и экспорт хлеба. При сооружении наряду с дорогой Саратов—Миллерово моста через Волгу и предполагаемым соединением Саратова с Сибирью эта дорога станет мощной линией по вывозу миллионов пудов сибирского хлеба через южные порты за границу. Здесь мы можем выдвинуть линии Федоровка - Скадовск - Хорлы (250 верст) и Саратов - Миллерово (550 верст)».
И ещё важное событие, повлиявшее в будущем на судьбу Миллеровки.
В марте 1925 года было одобрено предложение о создании водной магистрали Волга - Дон - Азовское море, а в 1927-1928 гг. был составлен подробный проект. Но проект Волго-Дона 1927-1928 гг. был признан не отвечающим предъявляемым требованиям. И приступать к работам по строительству канала в 1929-30 хозяйственном году было признано нецелесообразным. А для пропуска зернового потока со Средней Волги в Ростовский порт намечалось строительство новой спрямляющей железной дороги Саратов-Миллерово, которая должна была временно заменить Волго-Донской канал и шлюзованный Дон.
В то же время - в 1929 году – публицист Дмитрий Зиновьев сообщает: «На постройке железной дороги Саратов-Миллерово закончены земляные работы. Изыскания на участке Саратов-Рыковка дали возможность сократить линию на 2 км и избежать постройки туннеля близ Саратова. Экономия выражается в 2 млн. рублей». (Тоже загадка, однако, – что за туннель мог предполагаться под Саратовым? – Ю.Ч.). Имеются воспоминания, что на строительстве земляных сооружений использовались труд колхозников хозяйств, прилегающих к трассе дороги, в частности, исчезнувшего сейчас села Новая Топовка. Использовался труд и заключённых. Поставками этого контингента активно занимались в это время республиканские наркоматы внутренних дел. По договорам с хозяйственными органами колонии НКВД заготавливали дрова для черной металлургии Урала и северных железных дорог, экспортный лес, добывали фосфаты и другие нерудные ископаемые, и… строили железную дорогу Саратов – Миллерово. А выгравированные в бетоне железнодорожных сооружений красноармейские звёзды наводят на мысль, что на строительстве дороги потрудились и армейские подразделения.

Финал
Но в 1932-1933году сворачиваются работы по Миллеровке из-за нехватки рабочих рук (зэков). Видимо, огромную роль в принятии такого решения сыграл голод в Саратовской области 1929 и 1931 годов – в те годы вымирали и пустели целые деревни. Неиспользованные материальные ресурсы и рабочих перебросили на строительство вторых путей на действующей трассе Ртищево - Валуйки. А Проект 1933 - 1934 гг. (в стадии рабочей гипотезы)  было признано необходимым продолжать на базе исходных положений, принятых в рабочей гипотезе. На карте НП АССР 1936 года ещё обозначена ж.д. Саратов – Миллерово как строящаяся. Видимо, окончательный отказ от продолжения строительства был ещё под вопросом. Но на карте 1938 года дорога уже отсутствует, а её трасса нанесена в виде грунтовых дорог. Дальнейшая хронология такова:
В 1939 году Проект (1933-1934 года) не получил одобрения.
В 1941-1945 годах проектные работы были прерваны ВОВ.
В 1941 году для снабжения советских войск, обороняющих подступы к Сталинграду, строят железную дорогу Саратов – Иловля и тем самым окончательно ставят крест на Миллеровке.
В 1944 году возобновляются работы по составлению проекта канала Волго-Дон. Проект, разработанный Гидропроектом  под руководством инженера С. Я. Жук, был утвержден в начале 1948 года и осуществлен в 1949-1952 годах. Он решил часть задач, возлагавшихся в своё время на Миллеровку.
(По материалам Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Главный редактор академик С.Я. Жук. Москва. 1957).
Так завершил существование один из интереснейших проектов, который мог стать существенным звеном поистине гигантских планов разных лет – от Саратов - Индийской дороги 1874 года Барановского до проекта замены Волго-Дона. Но об этих неосуществлённых замыслах ещё долго будут напоминать и Саратовский железнодорожный мост, и бетонные монолиты в степи – памятники людского упорства и разочарований.
Юрий ЧЕРНЫШОВ

0

204

Статья очень интересна.
Но, несколько вопросов.
Почему не упоминаются фамилии людей, непосредственно участвовавших в "претворении в жизнь" проекта? Неужели мы с Сержем ошиблись где то в наших "раскопках"? Так сказать, не в ту сторону копали? Хотя, согласен, информации по этому вопросе раздобыть практически невозможно...
Ну, и главное: связь с Синегорьем всё же существует, либо это просто географическое совпадение?
Буквально пару дней назад катался в районе Перевозников (Ней Бальцер), но по горе, у меня челюсть отвалилась, когда увидел непонятное здание, которого не могло быть в этом месте.... Ведь не раз уже здесь катаюсь, но, опять со мной сыграло шутку время года... первая зелень резко выделила сооружения дороги из общей окраски степи.
Взяв бинокль, я офигел от того, что это были все те же самые сооружения, которые я не раз видел и посещал. Но, как это смотрелось с макушки возле Перевозников в это время года и в это время суток! К сожалению, сел аккумулятор в фотике.... Телефон, при всех его преимуществах, не обеспечивает такого качества съёмки...
Нужна была панорама.
Ну так ещё. Что космичи то? Как отреагировали? Им это интересно? Или если летающие тазики не утюжили Миллеровку, то им это не интересно?

0

205

Вы совершенно правы, задавшись главным невыясненным вопросом: кто конкретно (имена, фамилии) реализовывал проект в 1926 - 1932 годах? Строители моста через Волгу известны, и фоток строительства - много, даже трагическая авария - обрушение части конструкций моста  - с гибелью многих людей описана и места захоронения погибших известны (Увекское кладбище в Саратове). А конкретные руководители и инженеры Миллеровской дороги неизвестны. Здесь ещё надо покопать. Да и в саму статью следует добавить строки из биографических воспоминаний В. Приставкина ("Село, которого нет на карте" (Саратов, ООО Приволжское издательство". 2006), рассказывающие, как использовался труд колхозников Новой Топовки на строительстве насыпи дороги. Для газетной статьи (изначально публикация готовилась именно такой) это было бы переизбыточно по объёму.
Второе. Слушатели съезда встретили презентацию и доклад на базе статьи положительно. Для многих эта история целиком оказалась в новинку. Они о Миллеровской дороге ничего, кроме того, что упомянуто в книге В. Черноброва "Медведицкая гряда" неизвестно. Тем более им ничего неизвестно, как много вы  - участники сайта - сделали для установления фактологии строительства дороги и выявления объектов в степи - по-сути, памятников истории. Пришлось расширить их познания - рассказать об этом, наряду с демонстрацией ваших фото (естественно, с указанием авторства).
После этого доклада, была высказана просьба показать и презентацию (сопровождаемую сообщением, естественно) об идентификации деревьев под воздействием электрических разрядов. Пришлось ещё раз обратить внимание участников на ваши сообщения о том, что гроз прошлым летом - ни сухих, ни "мокрых" - не было. А вот деревья, по всем признакам поражённые свежими электрическими разрядами - имеются (я то все такие экземпляры, похоже, "в лицо" знаю).

0

206

Ух ты! Интересненько получилось! Андрюха, заинтриговал! Колись что там узрел то? Хоть бы в описалове.. Интересно же!))) Был на родине, но кроме огорода и забора ничего толком не видел((( Тока седьмого уже на пару часов с сестренкой к  пруду вышли погуляли, набрали опять древних ракушек на буграх, пофотили немного))).
А по поводу "Миллеровки" тоже некие сомнения есть- почему ее всетаки вначале планировали такой петлей по нашему синегорью??? Вроде как бы не рационально такую петлю закладывать, которая потом все равно уходит вниз к Михайловке. Значит были какие то соображения и в частности видимо связанные с немцами. Хороших дорог,для подвоза материалов, здесь как не было так и нет.Существующая дорога идет параллельно трассе Саратов -Камышин- Волгоград,которая и в те времена, видимо , была основополагающей и когда "приперло" то железку быстренько забацали вдоль нее, а не по уже разрабатываемому маршруту. Странно..И опять таки косвенно в пользу немецкого следа-немецкое поволжье разогнали, деревни опустели и следовательно дорогу там стало вести некчему...
такие вот мысли ...

0

207

Не, Серж, немного не так. Обрати внимание на даты. "Разгон" немцев - это 41 год, дорога "остановилась" гораздо раньше.
Ещё. У тебя работа с картами как то на более высоком уровне, нежели у меня, да и со временем я здорово ограничен. Попробуй наложить трассу дороги на географическую карту. Ну, в смысле, совместить с высотами. Возможно, то, что мы считаем связью с НП и аномалией всего лишь тонкий инженерный расчёт? Ну, это предположение, которое неплохо бы проверить... Да, думаю, и вешние воды и их ход явно учитывался нешуточно. Я пока ни в одном месте не видел явно природного происхождения разрушений насыпи и дамбы. По большей части людское воздействие.

0

208

Так завершил существование один из интереснейших проектов, который мог стать существенным звеном поистине гигантских планов разных лет – от Саратов - Индийской дороги 1874 года Барановского до проекта замены Волго-Дона. Но об этих неосуществлённых замыслах ещё долго будут напоминать и Саратовский железнодорожный мост, и бетонные монолиты в степи – памятники людского упорства и разочарований.
Юрий ЧЕРНЫШОВ

Этой фразой закончилась моя статья "Незамеченный юбилей", посвящёная 100-летию  Миллеровской дороги. В исследовании истории этой дороги явно недоставало фрагмента обследования участка трассы на территории нынешней Саратовской области от станции Паницкой до почти Новинки. С 17 по 21 августа совершил одиночную велоэкспедицию по предполагаемой трассе этого участка. Первые два дня из пяти заняли поиски остатков трассы и ж.д. сооружений на ней. Найдены и определены координаты пяти сооружений и  шести участков трассы, обнаружены артефакты: остатки рельс и шпал, колючая проволок, приготовленные бетонные глыбы. Собраны этнографические сведения по этой теме (версии, легенды,слухи). Готовлю материалы для публикации. По прибытии на Медгряду случайно встретился с отцом fetza. Вообще, случайностей за время экспедиции случилось так много, что приходишь к выводу, что их появление - главная закономерность.

0

209

Эх, умеешь ты заинтриговать! Давай уж поскорее печатай отчеты- доклады, да делись с людом честным!)))

0

210

Будет, всё будет! И чай с какавой будет. Только пока сам в себя  придти не могу, несмотря на бутылку шампанского по приезду (первый раз в жизни столько за раз) и банку ананасов кольцами. Экспедиция распалась на несколько независимых фрагментов-событий: 1) поиски дороги, находки, легенды, версии (этнография); 2) ночная встреча с "чупакаброй", диалог с ней (без ковычек) - получились более-менее удачно 5 фото со вспышкой; 3) раскопки корней "взорванных" деревьев  на Медгряде, подтверждение версии корневого "предохранителя"; 4) новые артефакты Медгряды.
Но что-то в столь разнородных занятиях должно быть и объединяющее. Предварительное название того, что напишу:  "Робинзонада миллеровских степей".

0


Вы здесь » КОЛХОЗ | основной форум » Наблюдения и Размышления » Миллеровская дорога